Редакция журнала об электрическом транспорте и возобновляемой энергетике EVCarsWorld сегодня в гостях у Генерального директора ООО «МОЛНИЯ-М» Маркова Артема Геннадьевича.
Введем наших читателей в ход истории зарождения проекта и планов развития электрического катера на подводных крыльях «Молния».
Итак, летом 2020 году в истории отечественного судостроения произошло знаменательное событие — команда молодых московских инженеров и специалистов «Молния Фойл» спустила на воду первый в стране, полностью электрический, скоростной катер на подводных крыльях -Молния!
В процессе изготовления прототипа ими был разработан и реализован ряд технологических решений, а именно:
1) Электрический скоростной катер на подводных крыльях.
2) Система электропитания катера и его управления, которая также может быть использована для переоборудования скоростных и средне-тоннажных судов в сотрудничестве с их производителями.
3) Систему дистанционного управления скоростным катером.
4) Автоматическая откидная крыша для катеров.
Все вышеперечисленные технологические решения могут быть отдельными продуктами, которые может производить компания «Молния Фойл». Компания может производить накопители энергии, блоки управления периферийным оборудованием, установленного на борту судна, главные блоки управления электромотором, блоки дистанционного управления судном, что по сути, является комплексным решением для электрификации маломерных прогулочных и средне-тоннажных пассажирских судов.
В ходе реализации проекта «Молния» был сделан основной упор на проектирование и создание системы электропитания. И разработчики добились очень хороших результатов в этом направлении. Высокая удельная емкость накопителя на массу одного кг составила 215 Ватт/кг. Была зафиксирована абсолютная водонепроницаемость на глубине 1,5 метра в течение двух минутного погружения накопителя энергии.
В отличие от основной массы производителей, «Молния Фойл» предлагает гибкие решения в производстве накопителей энергии. Они производятся конкретно под гидродинамические особенности судна заказчика, что в последствии, позволяет максимально эффективно использовать запас энергии на судне и обеспечивать максимальную дальность хода судна. Данные решения могут быть интегрированы как в новые плавсредства, так и в уже эксплуатируемые судна.
Электрический катер «Молния» имеет следующие уникальные особенности:
— Полное дистанционное управление катером с визуальным контролем окружающей обстановки на 360 градусов
— Экологически безопасный корпус – в конструкции используется только два типа материалов. Все используемые материалы могут быть повторно переработаны.
— Система удаленной диагностики всегда подключена к облаку данных через доступную сотовую сеть 3G/4G
— SMS-оповещение о статусе заряда катера, предупреждения о неисправностях системы.
— Абсолютная тишина – конструкция катера спроектирована таким образом, чтобы вы могли комфортно разговаривать и не слышать шум мотора
Технические характеристики катера:
Автономность и скорость:
Крейсерская скорость, уз. 20-23
Максимальная скорость, уз. 36
Дальность (при скорости 5 — 7 уз.), миль. 134
Дальность (при скорости 17 — 20 уз.), миль. 23-28
Дальность (при скорости 36 уз.), миль. 20
Корпус:
Длина – 8,9 м
Ширина – 1,9 м
Осадка с крылом – 0,85 м
Осадка во время движения – 0,5 м
Мотор:
Номинальная мощность, кВт – 80 м
Номинальный крутящий момент, Нм — 130
Батарея:
8 лет гарантии на батарею
Количество циклов заряда/разряда: не менее 3000
Время зарядки от трехфазной сети (32A 3P-N-PE) : 3,5 часов
В планах инженеров «Молния Фойл» конструкция нового поколения автоматических подводных крыльев из смеси углеродного волокна и кевлара, разработка новой конструкции привода поворотной колонки, выпуск скоростных катеров второго поколения, выполненных из углеродного волокна и увеличение серийного производства «Молнии».
Сегодня, красивым, солнечным, осенним днем мы приехали на встречу с Артёмом на место парковки электрического катера «Молния» в яхт клуб PROyachting — динамичный и современный яхт-клуб, учрежденный чемпионкой мира и Европы по парусному спорту Екатериной Скудиной, который находится на Водном стадионе в городе Москва.
На причале среди больших и средних водных судов исключительно с доисторическими дизельными двигателями, красовался единственный в России, новый электрический катер «Молния»!
Артем снял чехол с катера и началась наша беседа и подготовка к тестовой прогулке по Москва-реке.
Первая часть подготовки у всего электрического транспорта в принципе, очень одинаковая. Просто вынуть штепсель из розетки и проверить уровень зарядки батарейки. В нашем случае этот самый штепсель был очень знакомый, подключена зарядка была через переходник Type 2. На причале парковке для водных судов выведены розетки на 220В и 380В, по этой причине вопросов связанных зарядкой катера просто нет. Далее Артем рассказал о панели приборов, которая стилизована под ретро с простыми и понятными приборами показывающими: скорость катера, обороты двигателя, заряд батарей, режим движения, режим эконом и угол погружения винта. Под приборами расположены круглые ручки для дополнительных функций включения разных систем водного судна к примеру, включить все розетки USB зарядок в катере. Более детальная информация по всем параметрам электрического водного судна «Молния» естественно имела место быть и красовалась на специальном водо — защищенном мониторе, который лежал на полу, что абсолютно нормально в случае, когда мы говорим о первом экспериментальном электрическом катере, который в свою очередь сегодня находится на тестовых испытаниях, доработках и изменениях в конструкции, перед началом выпуска первой мелко серийной партии. Если более точным, то этот диагностический дисплей показывает — контроль изоляции, напряжение ячеек, верхних и нижних, напряжение бортовой системы, потребление тока в амперах, положения рулевого колеса, рулевой колонки, скорость движения, расчёт потребление в час на километр, частота вращения электромотора, процент нагрузки электромотора, крутящий момент мотора, температура двигателя и контролера и другие параметры по запросу.
Далее Артем открыл крышку капота, где нашему взору предстал моторный отсек электрического водного судна, который ярко отличается от привычных нам, моторных отсеков. Первое и очень важное — это нет запаха топлива, нет вибрации, нет дыма и вообще моторный отсек выглядит пустовато. Электрический двигатель по размерам совсем небольшой, остальные вспомогательные блоки расположились вокруг него. Сам двигатель разработчики заказывали в Америке по своему техническому заданию, что и было выполнено. Крышка моторного отсека закрыта, швартовые отпущены и…
И создалось впечатление, что двигатель не работает, и мы просто отчалили по течению от места причала. Артем спокойно рассказывал нам о разных нюансах ярко отличающих «Молнию» от всех остальных и первое это действительно, непонятное ощущение тишины. Когда мы развернулись и включили электрический двигатель на малый ход, то звук шлепков воды о корпус катера был гораздо более слышен, чем звук работы электромотора. Да, на малом ходу «Молния» создает очень приятное ощущение полной тишины и передвижения по воде как под парусом. Очень приятно общаться на такой водной прогулке! Пройдя некоторое расстояние на малом ходу, Артем предложил включить самое интересное! Переключение оборотов двигателя режим выхода на «крыло». Звук совсем немного прибавился, но остался на уровне очень тихого шума, шлепки о корму усилились и потом пропали, появился ветер и мы немного приподнялись над водой. Скорость 55 км.ч . Момент когда «Молния» встала на свои подводные крылья, прошел почти незаметно и очень быстро. Мы шли на средних оборотах, катер без всякого рева и вибрации, просто катился по волнам Москвы реки, разговаривать было комфортно, почти не повышая голос и отлично слыша друг друга, если сравнить с таким же моментом уходящих в историю катеров с ДВС, то там пришлось бы орать друг другу в ухо, чтобы расслышать что то…
Управляемость. Да все с ней в полном порядке. Если нужно сменить курс под небольшим углом, когда вы на «крыле», то это делается спокойно и уверенно, поворотом руля. Руль электрический, это принципиально. Есть отличие в управлении, в нем нет обратной связи, как вы привыкли, да нужно понимание электрического характера. За это будет бонус! Правильно, система дистанционного управления и автопилота в такую модель конструкции катера — встраивается как к себе домой!
Полный, ну ладно, почти полный ход 60 км.ч. Дело в том, что с пассажирами тестовые, испытательные образцы транспорта не выводятся на максимальные режимы работы по причине правил техники безопасности. Мы идем на крыле, ветер, вибрации нет, разговаривать можно спокойно, очень комфортное ощущение передвижения по водной поверхности Москва реки. Мы идем на скорости не доступной практическому большинству окружающих дорогущих водных судов, причем абсолютно не напрягаясь и не создавая шума.
Прошу Артема сделать разворот. Артем показывает какой угол можно брать на крыле, потом сбрасывает ход, «Молния» садится пузом на воду, мы круто разворачиваемся, даем средний ход винта и еще не успев закончить разворот она выходит опять на крыло и мгновенно набирает свои 60 км.ч.
Естественно у читателей возникает вопрос, если это так прекрасно, так почему все водные суда сейчас разом не перевести на электрическую тягу?
Отвечаю. Сопротивление корпуса судна о воду и его огромная парусность, настолько увеличивают расход электрической энергии, что сводят на нет пробег на одном заряде аккумулятора. Аккумуляторы для транспорта сегодня развиваются мега гигантскими шагами и паровозом в этой теме служат электромобили и их популярность в разных странах окружающих со всех сторон Россию. На сегодня они уже вывозят электромобили на пробег 500 км, но водные и воздушные суда только начинают свой путь развития, так как здесь иные параметры безопасности, накопления и расхода энергии, об этом детально в следующих материалах по этой теме.
Итак, именно на примере электрической «Молнии» мы видим, что значительно уменьшив сопротивление корпуса о водную поверхность, путем выхода на «крыло» уже в экспериментальном варианте судно смело заявляет о дальности хода на одном заряде аккумулятора в 70 — 90 км. Теперь исходя из этого — очень большое количество конструкционных особенностей электрических водных судов. Первое, доступное сегодня с точки зрения производства, прочности, простой утилизации, переработки корпуса и возможности крепить крыло – это корпус из алюминия. Электромобили Tesla так же взяли фарватер на кузов из алюминия и вышли в лидеры, без вариантов. Второе, это лекгосплавные материалы при производстве крыла. Для вашего понимания, вес крыльев на «Молнии» сегодня в экспериментальной версии выполненный из стали 350 кг, есть вариант его исполнения из более легкого материала и снижения их веса до 50 кг. Вы должны понимать, что сегодня за вес водного электрического судна идет борьба за каждый его килограмм и каждый сброшенный лишний килограмм — это увеличение дальности хода. Третье, все системы управления электрические, для дальнейшего правильного встраивания систем удаленного контроля, диагностики, удаленного управления и автопилота естественно.
«Молния» сбросила ход и абсолютно тихо подошла к своей парковке. Давайте подведем промежуточный итог нашей прогулки переведя в цифры финансовых затрат. Такая прогулка на подобном по размерам ретро катере на бензине обошлась бы нам только по топливу в 10 литров бензина, что примерно 500 руб + вред экологии в виде выхлопа в воду и по любому утечки масла и топлива в микро количествах или в тех количествах, когда вокруг парковки водных судов вы наблюдаете пятна масла на воде. В нашем случае примерно 100 руб по счетчику электроэнергии и остаток в батарейке «Молнии» еще на 3 таких прогулки без дозарядки.
Перейти на сайт скоростного катера «Молния»
Логический вопрос наших читателей. Когда они захотят заказать такой электрический катер себе, возможно ли это, в какие сроки это возможно, можно ли переоборудовать свое водное судно и понимание цены.
Артем ответил так: мой практический опыт эксплуатации водных судов начался в 8 лет с увлечения яхтенным спортом. Сегодня я уверенно могу сказать, что применяю свой практический и жизненный опыт в проектировании и строительстве электрических судов. На практическое исполнение катера «Молния» у нашей команды ушло несколько лет. После этого шага, естественно скорость производства ускоряется и есть точное понимание, как делать первую партию электрических катеров. Да мы с удовольствием начнем рассматривать заказы на несколько десятков образцов и это существенно снизит их стоимость в отличии от первого экспериментального образца. Переоборудование это сегодня тупиковый путь, нужно строить свой алюминиевый корпус и разрабатывать легкие крылья к нему с их обязательной возможностью режима провозки судна на прицепе (механический или автоматический подъем крыльев). Стоимость я готов обсуждать лично с заказчиками. Могу сказать, что данный единственный экземпляр «Молнии» стоит сегодня, как два новых электромобиля Tesla Х, примерно. Постройка вашего индивидуального судна, обсуждается индивидуально свами по вашему техническому заданию.
На этом наше общение для читателей подошло к логическом у завершению. Редакция журнала EVCarsWorld поблагодарила Артема за такое плодотворное начало трудовой недели с великолепной прогулкой по Москва реке и пригласили как раз на открытие в ноябре, нового мультибренодового автосалона электромобилей всех популярных марок, выпускаемых во всем мире, кроме России.
В Москве на МКАДе, состоится это мероприятие! В нашей стране с 2021 года наступает начало эры популярности электромобилей с пробегом всех значимых и известных автомобильных концернов .Более подробно об этом событии читайте в следующих материалах.
Благодарю за внимание дорогие читатели!