Evcarsworld

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Журнал об электрическом транспорте в мире. Апрель 2024 года. Номер журнала 00170. The latest news about electric cars, air and water vessels in the world! EVCarsWorld Magazine.

Журнал об электрическом транспорте в мире Апрель 2024 года. Номер журнала 00170

banner-glavnaya-evcarsworld

Интервью Федосеева Александра Валерьевича, руководителя проекта AutoDrone, генерального директора компании ООО «Садко-мобайл» (резидент Сколково) для интернет-журнала «EVCARSWORLD». ( 2 часть )

Кто контролирует перемещение беспилотных летательных аппаратов ввоздушном пространстве?

Начнем с предыстории. Когда дроны стали использоваться в коммерческих целях, а это началось около 15 лет назад, в России была создана АЭРБАС -ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, лоббирующая интересы бизнеса. Впоследствии, в рамках Национальной Технологической Инициативы, было создано государственное подразделение АэроНЕТ. Затем две эти организации объединились, и теперь это Аэронет НТИ — структура, которая занимается продвижением беспилотных технологий, развитием беспилотного транспорта. Компания занимается курированием крупных проектов, получая также помощь со стороны государства, для скорейшего внедрения инновационных технологий.

Несколько лет подряд эти две ассоциации подготавливали рекомендации и поправки, для внесения их в воздушный кодекс РФ, чтобы можно было убрать законодательные барьеры при эксплуатации беспилотного аппаратов.До недавнего времени требования к управлению беспилотными летательными аппаратами были такими же, как и в гражданской авиации,где время получения разрешения на вылет доходило до нескольких недель.

В течение последних лет разработанные поправки регулярно вносят в воздушный кодекс, что значительно упрощает использование и развитие беспилотных технологий.

Самое главное – впервые был применен риск-ориентированный подход – так как «беспилотник» понятие очень широкое, то сложно придумать универсальное правило, из-за этого несколько лет развитие стояло на месте.Сейчас определили риски при использовании аппаратов разного веса,дальности полетов и размера, разбили их на классы потенциальной опасности, исходя из максимальной взлетной массы, и к разным типам сделали разные требования: по регистрации — например, дроны до 250 грамм не регистрируют, от 250 грамм до 30 килограмм нужно регистрировать – процедура бесплатная и производится через интернет. Беспилотники весом более 30 кг проходят регистрацию, как легкомоторный самолет – с сертификацией, постановкой на учет.

Теперь касательно контролирования воздушного пространства:

Оперативным контролем воздушного пространства занимается ОрВД (ФГУП«Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»). По их требованиям при проведении любых полетов, в том числе БПЛА, требуется временно закрыть воздушное пространство по маршруту движения летательного аппарата. Процедура занимает от 3 дней и требует сбора целого пакета документов.Дополнительно при полете над населенными пунктами необходимо получить разрешение местной администрации на проведение полетов, что,например, в Москве занимает не менее 30 дней. Как Вы понимаете, все это не позволяет массово использовать БПЛА в коммерческих целях.

Первым шагом в упрощении процедуры для БПЛА был перевод Московского центра ОрВД на прием документов в электронном виде, но наибольшие сдвиги произошли в начале февраля нынешнего года.

Так как пилотируемая авиация на высоте ниже 150 метров не летает –принято решение отдать этот диапазон под беспилотники, за исключением зон аэропортов и других запретных для полета территорий. Внесены поправки в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, которые по факту разрешают летать на квадрокоптерах и других авиамоделях без подачи плана на полеты, при этом на высотах не более 150 метров.

Сейчас проводится работа для упрощения получения лицензии на аэрофотосъемку, без которой летать Вы сможете, но использовать видео с дрона уже нет.

Все идет к тому, чтобы в течение трех – пяти лет появились выделенные коридоры, по которым дроны могли летать без получения разрешений, уже разрабатывается несколько прототипов систем контроля беспилотных летательных аппаратов.

Если во время полета дрон упадет – что произойдет?
Производитель автопилотов предусматривает пассивную систему безопасности, то есть автопилот контролирует датчики. Например, система видит недостаточный заряд батареи, и алгоритм выполняет заложенную ранее задачу – дрон автоматически садится, либо возвращается на базу, а пилот информируется о произошедшей ситуации.

Алгоритмы можно усилить – например наши дроны, когда система распознает усиление ветра, слишком сильное для выполнения аппаратом полетной задачи, самостоятельно высчитывают оптимальный маршрут,чтобы завершить полет успешно.

Кроме пассивных систем безопасности, существуют активные – парашютные системы, резервные аккумуляторы, система подсветки, разрабатываются программные алгоритмы управляемого падения – к примеру, на маршруте выделяются зоны, падения в которых приведут к минимальным последствиям, и в случае аварии автопилот делает все возможное, чтобы аппарат упал именно там.

95 процентов проблем с дронами, их аварии – это то, о чем мы говорили вначале – человеческий фактор. Наша компания занимается именно тем,чтобы убрать данный фактор из всего цикла работы аппарата. Таким образом мы обходим «кадровый голод», минимизируем риски, упрощаем и уменьшаем финансовые затраты на обслуживание.

Очередной пример. Приобретая коммерческий дрон за 100 тысяч рублей,чтобы обеспечить его бесперебойную работу 24/7 при помощи квалифицированных сотрудников, без учета расходов на техническую часть, Вам потребуется примерно полмиллиона рублей ежемесячно только на зарплату и налоги.

Наша разработка этих трат не предполагает. Свой комплекс мы продавать не планируем, ограничившись предоставлением услуги. Заказчик нам предоставляет техническое задание и место под установку системы, за умеренную плату регулярно получая требующуюся ему информацию, в том числе в уже обработанном виде.

Несмотря на дороговизну, комплекс должен окупаться в течение нескольких месяцев, даже при условии, что мы будем ставить цену в несколько раз более низкую, чем есть на рынке, благодаря тому, что большого количества сотрудников в штате нет, а один техник может обслуживать до десяти наших систем единовременно.

Более того, наши комплексы являются сетевыми устройствами, и мы можем разместить по всему миру сеть дронов, и они будут синхронизировать всю информацию и отправлять ее, например, в центральный офис Москвы.

Таким образом, общемировые тренды и узкоспециализированные разработки отвечают главным требованиям – автоматизации, исключению человеческого фактора, переход от продажи устройств к предоставлению услуги.

В заключение интервью хочу задать вопрос, интересующий инвесторов в области электротранспорта. Насколько, по вашему мнению, это направление будет развиваться в ближайшие год-два именно в России?
С учетом того, что скоро разрешатся последние вопросы, относящиеся к полетам беспилотных систем — а это произойдет в ближайшие год-два -имеет смысл вкладываться в развитие систем мониторинга на базе БПЛА,потому что технически рынок уже готов, но продукта в широком потреблении мы не видим. Сейчас инвесторы не могут корректно оценить свои риски, не имея возможности прогнозировать законодательстве. Как только эти барьеры рухнут, произойдет мощный рост и развитие, в первую очередь, автоматизированных систем.

Добавлю от себя, что наша компания планирует, кроме собственных услуг и сервиса, запустить на рынок систему франчайзинга. Например, человек хочет купить бизнес «под ключ», в лизинг, без использования собственных средств,он берет у нас продукт, проходит обучение, и в дальнейшем предоставляет полностью готовую систему услуг.

Очень понятная ситуация, потому что в 2019 году было принято законодательное решение, регламентирующее установку зарядных станций для электромобилей на территории России. И как только это решение было принято, мы, как сообщество любителей электротранспорта,наблюдали десятикратный рост количества зарядных станций. Поэтому,действительно, можно спрогнозировать рост спроса на дроны после того,как законы позволят их эксплуатировать.

На российском рынке БПЛА сегодня сложилась ситуация, когда крупные заказы, которые позволяют полностью пройти всю процедуру лицензирования, производства и обучения персонала, распределены между топ-10 крупных компаний, а мелкие же заказы, несмотря на высокий спрос,исполняются на доли процента от потребностей. Мелкая компания не в состоянии быстро пройти весь путь по получению всех требуемых разрешений, а заказчик не готов ждать, не готов платить за это. Исключения– съемки на праздниках, фотосессии, причем редко когда эти съемки оформлены по правилам, то есть они просто летают на свой страх и риск.

Ранее это контролировали только авиационные службы. В 2018 году только 8 дел дошло до суда, потому что полиция не могла заниматься сбором доказательств, только спецслужбы. После этого были приняты поправки в административный кодекс, и теперь и полиция может участвовать в проверке правомерности полетов дронов. Будем надеяться, что неконтролируемая эксплуатация беспилотников прекратится, потому что на данный момент мы имеем десятки случаев получения травм, когда неопытные пилоты управляют дроном. А дрон – это не только тяжелый предмет, но и вращающиеся лопасти двигателей, мощность которых для беспилотника массой 15 кг достигает 3,5-5 киловатт, массой 30 кг – более 10 киловатт.

Таким образом, определять правила игры для любительской зоны пользователей необходимо, тем более, это не требует больших усилий со стороны владельцев дронов.

Что вы можете рассказать во время нашей следующей беседы?
Я бы хотел уделить внимание направлениям применения дронов, их преимуществам, почему они считаются перспективными и как выглядят дроны, применяемые в том или ином направлении. То есть это реальные кейсы, это очень интересная информация. Многие люди даже не знают,какие функции сегодня дроны могут выполнять.


Автор интервью : Александр Серёженкин

Оставьте комментарий

banner-evcarsworld-1300kh200