На прошедшей 21-23 сентября 2022 г. в ЦВК «Экспоцентр» выставке ЭлектроТранс — 2022, состоялась профессиональная конференция «Россия электромобильная. Что даст электромобилизация людям и бизнесу?», организованная компанией ООО «Электромобили мира» и порталом ЗТС. Вопросы, на которые должны были дать ответы её участники, затрагивали важнейшие аспекты развития отрасли:
— Насколько неотвратима электромобилизация в России?
— Что ее тормозит? Менталитет или технические аспекты?
— А нужна ли господдержка? Если нужна, то какая?
— Что мы понимаем под экологичностью транспорта, и почему электрический транспорт лучше других?
— Что даёт электрическая мобильность различным слоям населения: молодежи, пожилым, экономически активному населению, мамам с детьми?
— Безопасность и электромобиль — понятия совместимые?
— Электромобильность + малый и средний бизнес: есть ли перспективы развития сопутствующих производств и сервисов?
Мероприятие было нескучным, живым, поскольку присутствовавшие на конференции активно принимали в нём участие. Среди них были руководители и представители компаний из различных секторов электромобильной отрасли. Что ещё отличало это мероприятие от предыдущих, это то, что в нём приняли участие студенты из Московского колледжа транспорта, которые также активно интересовались презентациями и задавали актуальные вопросы.
Участники конференции и их проекты
Павел Теплов (Директор по инновациям «Меркатор Холдинг») и Алина Синякина (Ведущий аналитик по беспилотным системам холдинга «Меркатор») представляли, соответственно, всем известную компанию «Меркатор Холдинг». Её коммунальная и дорожно-строительная техника работает практически по всей России.
Представители компании рассказали, что они сейчас ведут работы по созданию «внутрирайонной» электрической беспилотной коммунальной машины. Вы все прекрасно знаете и постоянно наблюдаете работу таких машин на дорогах и тротуарах города, но только сейчас они все сплошь ДВС. В будущем это будет не так, и инженеры «Меркатор Холдинг» ведут работы в направлении электрификации этих машин. Что это даст? Во-первых, это снижение эксплуатационных затрат у компаний, работающих в коммунальной сфере. Во-вторых, это «точечный» экологический плюс — меньше загрязнения воздуха и шума в жилых районах, где будут работать эти машины.
Электрификация именно такого вида спец транспорта сейчас становится очень актуальным. Подобные разработки ведут, и уже создали прототипы и тестовые образцы, кроме «Меркатор Холдинг», ещё и «Конкордия», «ТулаМашЗавод», «АИР Магистраль». К этому списку могут присоединиться также «Сарапульский электрогенераторный завод» и «ЭкоГЭТ».
Снежана Трантина, CEO проекта Nextelectro, и заместитель генерального директора АО «СпецАвтоИнжиниринг», в своём выступлении, в частности, представила новый проект, осуществлённый совместно с компанией «СТ Нижегородец». В рамках этого сотрудничества был создан новый российский электромобиль «ЭкоАвтоПроф» коммерческого класса на базе УАЗ Профи.
Алексей Гаврилов, генеральный директор челябинской компании «Делион» [бренд «ЭкоГЭТ»] представил продукцию, руководимой им компании. Это — электрические трициклы, а теперь уже в их «портфеле» появились и четырёхколёсные электрические машины малого класса.
Чем они выгодны и интересны. Ну, во-первых, это машины в низшей ценовой категории. То есть они доступны, и очень просты в эксплуатации. Их уже много лет применяют в парковых территориях, зонах отдыха и в закрытых помещениях, где просто запрещено передвигаться на ДВС авто. Также это самая неприхотливая в обслуживании техника.
Карина Войдакова, Директор по развитию компании Electro.cars, являющейся одним из лидеров в развитии и коммерциализации зарядной инфраструктуры, рассказала о той работе, которую проводит компания сейчас, и что в планах на ближайшее будущее.
Александр Серёженкин, генеральный директор компании «Электромобили мира», а также соорганизатор и соведущий конференции, представил её участникам компанию SAGA Technologies, которая буквально ворвалась на рынок российского зарядного оборудования со своими зарядными станциями. Ранее она специализировалась на производстве банкоматов и электронно-цифровых терминалов. А сейчас, имея все необходимые компетенции в ПО и необходимой компонентной базе, приступила к освоению нового рынка зарядных станций.
Дмитрий Матвиевский, сооснователь компании it.CHARGE, также являющейся одной из тех, что развивает коммерциализацию электрической мобильности по средствам своей IT-платформы, рассказал о своём видении проблем и их решении в нашей отрасли.
Николай Самохин, коммерческий директор Sitronics Electro, представил проекты компании, показывающие насколько важно сопряжение IT-платформ и зарядной инфраструктуры. Как и «коллеги по цеху», они ведут работу по коммерциализации отрасли зарядки, что помогает развивать бизнесы в этой сфере, а значит расширяет доступность зарядной инфраструктуры и делает более комфортным пользование электромобилем. Компания работает по созданию зарядных хабов для общественного наземного транспорта, а также для нового вида речного общественного транспорта — электрических «трамвайчиков», которые в скором времени начнут поступать в речные порты Москвы. Работу Sitronics Electro показательно иллюстрирует новый электробусный парк в Красной Пахре, где установлено 34 УБЗС для зарядки 204 электробусов. Миллионы людей пользуются электробусами, но их работа возможна благодаря, в том числе, и работе Sitronics Electro.
Среди слушателей и активных участников конференции была делегация из Волгограда из компании «ЭлектроТранспорт Плюс» и «Волгоградоблэлектро». Руководители компаний, в частности Воцко Александр Владимирович — Генеральный директор АО «Волгоградоблэлектро» и Генеральный директор АО «ЭлектроТранспорт Плюс», Максим Борисов — Директор по стратегическому развитию «ЭлектроТранспорт Плюс» и Алексей Назаренко — Руководитель технического управления «ЭлектроТранспорт Плюс» приняли активное участие в конференции, в дискуссиях. И это не случайно, ведь они в Волгограде окрыли одну из самых инновационных зарядных станций в стране, и намерены расширять этот опыт по области и возможно помогут в других регионах.
В целом, конференция показала, что российские компании разработчики и производители обладают всеми необходимыми компетенциями, чтобы самостоятельно развивать электрическую мобильность в стране. В производственном сегменте местами пока не со 100-процентной локализацией, но в IT сфере уже всё ПО полностью российское.