Пользование каршерингом уже не вызывает вопросов у большинства жителей крупных городов. Это стало вполне себе нормой, а сервисы борются за клиента с помощью различных тарифов, чистоты в автомобилях и разнообразием самого автопарка.
Осенью 2019 года компания Яндекс Драйв решилась на смелый эксперимент — выпустить 30 электрических Nissan Leaf в каршеринг на улицы Москвы. В целом, расчёт правильный: средний пробег у клиента относительно не большой, много пробок, в которых не нужно расходовать бензин и большой интерес аудитории к электромобилям. Быть пионерами одновременно хорошо и не очень. С одной стороны вы ловите хайп и максимальное внимание, с другой стороны все проблемы и непредвиденные обстоятельства тоже ваши. Соответственно, инфраструктура для электромобилей в Москве, мягко говоря, не развита совсем. Из, примерно, 90 зарядных станций реально работает и находится в свободном доступе не более половины. И эта оставшаяся часть оставляет желать лучшего. Вероятно, именно поэтому у вас не получится открыть лючок подзарядки и вставить туда зарядный кабель — Яндекс Драйв отключили такую возможность! То есть их служба следит за состоянием батареи, и как только она показывает заряд меньше 50 км (я предлагаю) они приезжают к машине и отгоняют её на какую-то зарядную станцию, а потом, дождавшись полной подзарядки, перегоняют в людное место. Да это же безумие! В такой модели электромобили никогда не станут популярными и не окупят никаких затрат, ведь это просто неудобно для всех сторон данного процесса.
Рассказываю как, на мой взгляд, должно быть —->
- Нужно создать свою инфраструктуру расставив зарядные станции на парковках в популярных местах.
- Водителям сделать в приложении памятку по зарядке машины, продублировать её наклейкой на бардачке.
- Начислять бонусные километры или деньги за то, что водитель оставит машину на подзарядке!
Кроме того, сами станции должны быть общественными и окупать себя, при этом имея один резервный кабель для электромобилей каршеринга. В саму машину безболезненно встраивается её идентификатор, который станция автоматически распознаёт и начинает процесс подзарядки — это удобство для клиента и гарантия запуска зарядной сессии если станция с монетизацией, а она должна быть такой.
В результате мы имеем намного более автономный парк электромобилей, расширение зоны поездок, привлечение новых клиентов, дополнительный доход от зарядной инфраструктуры и мощный пинок для развития электромобилей в данном городе.
Во многих странах это уже так работает, и у нас оно тоже будет буквально завтра, я верю в это. Весь каршеринг будет электрическим в ближайшие 10 лет, и я желаю Яндексу сделать второй шаг и создать таки инфраструктуру, а мы — Portal Energy, в этом поможем!
На фото:
Nissan Leaf ll от Яндекс Драйв
Зарядная станция LightWay Station от Portal Energy
Локация — Moscow City
Автор: Петр Мовчан